Правительство сформировало список из 125 проектов, которые войдут в стратегию развития РФ до 2030 года.
Коллаж: Тамара Ларина
Кабмин, наконец, сформировал предварительный пул проектов, которые могут войти в стратегию социально-экономического развития России до 2030 года. Как сообщают «Известия» со ссылкой на собственные источники в правительстве, в этот список вошли 125 проектов, общая стоимость которых составит десятки триллионов рублей. Участие в них будут принимать частные инвесторы, причем в пул попали в числе прочих и проекты, о которых прежде мало кто слышал. Между тем, окончательный вариант документа еще не готов.
Подразумевается, что новая концепция стратегии станет действительно новой — в первую очередь за счет практической ориентированности и проектного подхода к ее реализации. Деятельность будет осуществляться в пяти основных направлениях: «Новая высокотехнологичная экономика», «Агрессивное развитие инфраструктуры», «Новый общественный договор», «Клиентоцентричное государство», «Национальная инновационная система».
Статья по теме:
Статья по теме:
Что же касается конкретных проектов, то в их числе называют, в частности, возведение нового моста через реку Обь, создание высокоскоростных магистралей Москва — Казань и Москва — Санкт-Петербург, новые ветки в рамках «Северного широтного хода» (700-километровой магистрали в Ямало-Ненецком автономном округе), строительство глубоководного порта Индига. Еще одним проектом станет реализация концепции «30-минутного города», в пределах которого большинство передвижений жителей не должно будет превышать получаса.
В этой новости есть положительные и отрицательные моменты, полагает член генерального совета Деловой России Александр Смирнов. С одной стороны, само проектное развитие страны вызывает вопросы. Первые нацпроекты появились еще в 2008 году, и хотя разговоров вокруг было много, реализация оставляла желать лучшего.
Но есть и положительный момент, который заключается в том, что новые треки конкретнее предыдущих, они вполне отвечают духу времени и задачам современного государства. Несомненным плюсом является то, что инфраструктурные проекты заметно оживят экономику финансовыми вливаниями и помогут создать новые рабочие места. Особняком здесь стоит дорога Москва — Казань, которую планировали построить еще много лет назад, но смета постоянно раздувалась, а ответственные за направление менялись. С назначением на пост вице-премьера уроженца Татарстана Марата Хуснуллина можно с высокой степенью уверенности предположить, что магистраль наконец-то будет построена.
Вообще, полагает Смирнов, успех или неуспех новых нацпроектов во многом будет зависеть от личных качеств их кураторов: в числе ответственных за исполнение проектов названы Андрей Белоусов, Марат Хуснуллин, Татьяна Голикова, Дмитрий Григоренко и Дмитрий Чернышенко. В списке, однако, есть как успешные менеджеры, на деле продемонстрировавшие умение справляться с самыми сложными проектами, так и те, кто доказал обратное, отмечает эксперт.
Что касается экономической стратегии для огромной страны на почти 10 лет, то даже 125 проектов, это выглядит достаточно бледно. Особенно на фоне того, что никакой конкретики по конкретным суммам или выпуску продукции не слышно — пока подтверждается только информация о том, что власти продолжат реализовывать проекты, заявленные достаточно давно.
Денег нужно много — но не избыточно
«Некоторая “бледность” списка проектов — недостаток довольно условный, который я бы отнёс, скорее, к достоинствам, — комментирует список шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. — Вместо идей великих строек, которые бы спустя век стояли вровень с Магниткой или Днепрогэсом, в календаре прорывов фигурируют внешне более обтекаемые, но на деле наполненные живейшим содержанием формулировки, за которыми всемерная поддержка деньгами и льготами и всевозможных стартапов, и уже начавших развиваться проектов на стыке науки и инженерной мысли с высшей школой».
Линии действий, обозначенные в «Платформе университетского предпринимательства», в инициативах «Передовые инженерные школы» и «Университеты 3.0», свидетельствуют о стремлении создать в России среду для кристаллизации аналога атмосферы Силиконовой долины, бурлящей малыми бизнес-идеями при активном спонсорском соучастии государства, полагает Пушкарёв. Подъём хайтека в университетских городках Калифорнии и нескольких других ведущих в этом отношении штатов Америки начался именно с подобных проектов, напоминает он.
Конечно, уровень доходов профессуры и материальной обеспеченности студенческих кампусов в России и США сегодня несравним. И идея фактически возвращать российским магистрантам и аспирантам стоимость обучения в случае их желания основать на базе университета стартап — равно как и строительство при вузах инженерных школ в партнерстве с большими и сильными высокотехнологичными компаниями — это уже шаг к принципиально другой, венчурной политике государства, считает Пушкарёв.
Льготы плюс прямое «поливное» финансирование «саженцев» проектов, способных стать будущим России, уже оцениваются предварительно в 600 млрд руб. из бюджета. Вместе с деньгами бизнеса суммы могут составить до 5 трлн руб., или более 4% ВВП — и это на цели, до финансирования которых у государства вечно не доходили руки. По мнению Пушкарева, идея максимальной поддержки инициатив снизу и горизонтальных связей перспективнее попыток создавать «Сколково-2» или вымучивать проекты готовых производств по указанию спущенному с вершин властной вертикали.
Людям науки и инженерам виднее, какие проекты имеют шанс «выстрелить» на горизонте хотя бы 5—10 лет, а какие и вовсе могут выйти на эффективность практически сразу, уверен Пушкарёв. Поэтому не прописывать заранее, кому положены гранты, а определить в целом финансовый объём «полива» и принципы выделения финансирования — важнее и эффективнее, чем выдавать готовые списки проектов, которые велено объявить инновационными.
А вот по крупным проектам, развивающим инфраструктуру, конкретики должен быть максимум, убеждён Пушкарёв. Строительство скоростных магистралей или мостов, «30-минутный город» или цифровой профиль гражданина, позволяющий оказывать адресную социальную помощь и увеличить в итоге по России масштабы этой помощи — проекты затратные, с отдалённым горизонтом окупаемости.
Например, тот же самый «умный» город с удобными транспортными потоками и развитой сферой услуг необходим, если стремиться к эффективному развитию бизнеса, говорит Пушкарёв. К тому, чтобы у людей жизненная энергия и время уходили не на дорогу и борьбу с пробками, а на идеи того, как эффективнее вести бизнес, как увеличить доход своего предприятия и собственный доход, освободить время и средства, которые можно будет потратить вне работы и на что-то, помимо первичных бытовых нужд.
Чем чётче будет определён список инфраструктурных проектов, чем детальнее прорисованы контуры каждого из этих проектов, тем больше бюджетных денег не попадут мимо, а будут фактически направлены в проектирование, разработки и строительство. Деньги и в ФНБ, и в резервах на эти проекты есть, уверен Петр Пушкарев. Но их не должно быть слишком много — чтобы половину под шум освоения не растащили.