Пилотной площадкой стал НАО
Несмотря на ряд проблем, российским хлебопекам пока удается сдерживать цены на социальный продукт №1. Из-за сложной логистики труднее всего обеспечивать ассортимент и качество продукции в Арктике и на Крайнем Севере. Разрешить часть проблем местным пекарям помогут передовые криогенные технологии и нестандартные инженерные решения, доказавшие эффективность в Центральной России.
Фото: Соцсети
Ненецкий автономный округ (НАО) станет пилотной площадкой для апробации инновационной технологии, которая позволит обеспечить всех жителей региона и вахтовиков качественными, свежими и недорогими хлебобулочными изделиями. Об этом губернатор региона Юрий Бездудный заявил на первом Арктическом хлебопекарном форуме, прошедшем в Нарьян-Маре и в Москве (в Российском биотехнологическом университете).
Сегодня в населенных пунктах НАО благодаря региональным мерам поддержки социальные сорта хлеба продаются в магазинах по цене 63 руб. за 1 кг при себестоимости 160–190 руб. С помощью промышленных поставок высококачественных замороженных хлебобулочных изделий из теста окружные власти также рассчитывают помочь местным пекарям обновить мощности, созданные еще в советские времена.
Как сообщил «МК» президент Российского союза пекарей (РСП) Алексей Лялин, работа по запуску проекта для отдаленных регионов уже началась. Владельцы крупных хлебозаводов с технологией шоковой заморозки в специальных морозильных шкафах готовы поддержать пилот, при этом ряд машиностроительных предприятий разработали мобильные пекарно-торговые модули для его реализации. Первые мобильные пекарно-торговые комплексы планируется открыть в I квартале 2024 года в нескольких труднодоступных населенных пунктах.
Инициатива вызвала большой интерес и в других регионах российской Арктики, поскольку она позволяет не только снизить затраты региональных бюджетов, но и обеспечить каждого жителя вкусным и свежим хлебом. Как пояснил «МК» Вагиф Шейхов, гендиректор «Северодвинского хлебокомбината» (Архангельская область), специфика севера — большое транспортное плечо по доставке «с материка» сырья, ингредиентов, упаковки, запчастей: «Себестоимость нашего хлеба выше, чем в средней полосе. И нам нелегко конкурировать с продукцией из Санкт-Петербурга и Вологды, которые готовы дать сетям более низкие цены». Еще одна острая проблема — кадры. Так, в Северодвинске находится много крупных оборонных предприятий, где зарплаты выше, чем на предприятиях пищепрома. Поэтому, со слов Шейхова, удержать высококвалифицированных сотрудников, особенно молодых, нелегко.
Ректор Международной промышленной академии Ольга Ильина напомнила о других болевых точках отрасли. «Многие хлебокомбинаты провели масштабную модернизацию. Закупили современное оборудование, в том числе импортное. Но из-за действующих экономических ограничений резко обострилась проблема с запчастями, плановым обслуживанием линий. Правда, этим воспользовались российские машиностроители, которые вывели на рынок несколько интересных собственных разработок, которые успешно замещают дорогие импортные аналоги», — отметила «МК» Ольга Ильина.
Фото: Брянский хлебокомбинат №1
С ее слов, накопились сложности и в автопарках хлебокомбинатов. Не секрет, что многие водители были призваны на СВО или подписали контракты с Минобороны. В результате в ряде регионов некому доставлять хлеб в отдаленные деревни. Резко подорожали автомашины и автозапчасти. Хотя надо признать, что Минсельхоз и Минпромторг находят рациональные и эффективные механизмы поддержки отрасли через программы лизинга специализированного автотранспорта для перевозки хлебобулочной продукции.
Конечно, многих россиян волнует вопрос, в какую сторону пойдут цены на хлеб. По мнению Ольги Ильиной, проблема роста цен на хлеб больше всего волнует не обычных граждан, а прессу, которая громко кричит: «Караул! Повышают цены на хлеб!». «За последние три года цены на хлеб в разных регионах страны выросли всего на 1,5–3,5%, что гораздо ниже инфляции Росстата», — напомнила Ильина.
Так что волноваться по этому поводу не стоит. Особенно учитывая, что в этом году, как и в прошлом, в РФ собран околорекордный урожай зерна. Но доля муки в себестоимости хлеба составляет всего порядка 15%. Главные расходы приходятся на зарплату, тарифы ЖКХ, ГСМ, упаковку, ингредиенты, оборудование. Их стоимость растет вслед за рынком.
«В целом по стране ситуация с хлебом стабильная, — говорит Алексей Лялин. — В регионах, имеющих прямой логистический доступ к сырью, как правило, выпускается широкий ассортимент хлебобулочных изделий. Но совсем другая картина в удаленных территориях». Например, чтобы добраться до поселка Хонгурей в Заполярном районе НАО, участники форума проплыли по реке Печора более 60 км. Завозить ежедневно хлеб в межсезонье, когда лед для зимней трассы не пригоден, а навигация закончилась, сложно. Для сравнения, ассортимент городов центральной России свыше 300 наименований, а в Арктике он в 15 раз меньше.
Огромные расстояния, перерывы в снабжении до четырех месяцев в году больно бьют по карману хлебопеков. Так, по данным президента РСП, средний по отрасли уровень рентабельности отрасли составляет не более 5%, в некоторых случаях касательно социальных хлебов рентабельность и вовсе отрицательная, а значит, требует субсидирования из внутренних ресурсов предприятия.
Ценообразование в хлебопекарной отрасли напрямую зависит от энергетики. Экономически обоснованный тариф должен быть не более 4,3 рубля за кВт/час. А в Арктике он составляет от 50 до 200 руб. за кВт/час. Чистая, пригодная для производства хлеба вода — еще один важный вопрос наряду с дефицитом высококвалифицированных специалистов.
Поэтому хлебопеки рассчитывают на качественное обновление программы господдержки в виде субсидий на соцсорта хлеба. Во-первых, понятно, что выделенных средств недостаточно для того, чтобы решить задачи, которые ставились при формировании субсидии. По оценкам независимых экспертов, сумма субсидии на 2023 год должна была формироваться от 7 руб. на 1 кг продукции, а не 2,5 руб., как это получилось на практике. Во-вторых, выделенной суммы не хватило на все предприятия. В-третьих, непонятен механизм и порядок предоставления субсидий регионам. Некоторые субъекты РФ, расположенные на Крайнем Севере, получили суммы несопоставимо меньшие, чем, например, регионы ЦФО. «Некоторые регионы пытаются самостоятельно равномерно поддерживать отрасль. Так, в Ненецком АО региональная субсидия на хлеб только в городе Нарьян-Мар составляет в этом году 58 руб. на кг, а чем удаленнее территория, тем субсидия выше. Это очень хороший пример поддержки отрасли регионом», — заметил Лялин.
Крупнейшее предприятие Мурманской области АО «Хлебопек» тоже решает проблему самостоятельно, потому в Мурманске и Апатитах с помощью субсидии в 2–2,5 руб. на 1 кг в принципе невозможно сдерживать цены на хлеб. И таких примеров очень много.
«Чтобы был толк, нужно выделять адресные федеральные субсидии, исходя из особенностей территорий страны — их удаленности от сырьевых хабов, логистической доступности, климатических условий и других факторов. Эксперты РСП и администрации «арктических» регионов продолжат поиск решений по улучшению снабжения хлебобулочными изделиями. Надеюсь, предложение губернатора НАО Юрия Бездудного позволит продемонстрировать возможности российского хлебопечения и улучшит жизнь сибиряков и вахтовиков на отдаленных территориях», — заключил Лялин.