«Российские производители не смогут удовлетворить потребительский спрос самостоятельно»
Минпромторг предложил повысить таможенные пошлины на ввоз электроники, но для конкретных идей дело пока не дошло. Российские производители задумку поддерживают, но ритейлеры категорически против. Продавцы настаивают, что для этого отсутствуют предпосылки, такие как наличие достаточного объема внутреннего производства. Независимый эксперт товаров народного потребления Александр Анфиногенов согласен с таким утверждением. Он напомнил, что российский YotaPhone не заработал, гибкий планшет так и не взлетел, а процессор Baikal-M совсем никуда не годится. Если пошлины пересмотрят, по словам аналитика, магазинные полки поредеют, а цены на бытовую технику неминуемо вырастут.
Фото: Геннадий Черкасов
— Для чего хотят повысить полшины?
— Государство должно лоббировать интересы местных производителей. Условия, которые сейчас есть, не позволяют российским производителям выходить на конкурентоспособный уровень. Мы находимся на периферии, где очень многое недобираем. Но производство, штука наукоемкая, затратная, очень сложная. Тут нужно специально оборудование, квалифицированный персонал. Мера по увеличению пошлин могла бы быть очень эффективной если бы государство симметрично дало бы поддержку для производителей. Это могут быть недорогие кредиты, поддержка сырьем, обучение персонала. Если власти протянут рук помощи производителям, они начнут производить мобильные телефоны, компьютеры, телевизоры. Только тогда повышение пошлин даст результат, когда на нашем рынке появится техника наших брендов. А с помощью пошлин продемонстрировать лояльность государства к местным производителям – всего лишь популистская мера.
— Возможность повысить пошлины рассматривают в первую очередь для тех товарных категорий, где внутреннего производства достаточно для покрытия потребностей отечественного рынка. О каких категориях может идти речь?
— Таких категорий в России нет. Наши компании даже дроны никак не научатся делать самостоятельно. Существует острая зависимость от запчастей. О чем тут еще говорить. Раньше государство могло говорить, что наша страна производит телевизоры Samsung и стиральные машинки Indesit. Но оказалось, что это не так. В России находились заводы этих брендов. Компании ушли, забрав с собой все технологи, все ноу-хау.
— Почему ритейлеры выступают против?
— Потому что они понимают, что полка будет пуста. Появятся кривые, косые схемы поставок. В страну хлынет фальсификат. Все претензии будут идти к ритейлерам. А как им эти пробелы закрывать? Тут уже и параллельный импорт не работает. Цены вырастут, потребительское недовольство будет расти, а средний чек падать.
-Как реализация предложения Минпромторга может изменить рынок?
-Никак. Выборы президента России открыли новый электоральный цикл в стране. Вчерашние избиратели, а сегодня покупатели начнут выражать недовольство всеми доступными способами. Эту волну недовольства нужно будет купировать. Тогда властям придется откатить ситуацию назад. Произойдет обволакивание этой информации, которая потом канет в лету. Государство, грамотно подходя к этому вопросу, должно создать предпосылки для развития местных производителей до уровня транснациональных концернов. Когда предпосылки созданы, можно усложнять импорт.
— Какие товарные группы в первую очередь окажутся под ударом?
— Весь рынок бытовой техники и электроники. Все подорожает: мониторы, компьютеры, периферийные устройства, мышки, провода и т.д. По каждой категории у ритейлеров есть целевая маржинальность. Представим дистрибутора или дилера, который привез монитор от производителя за $50. Ритейлер продаст его уже за $100. Дистрибутор заработал $50 (он тратился на логистику, на зарплату персоналу). Если пошлина вырастает, то монитор будет стоить уже $70. Ритейлер в свою очередь накрутит целевую маржинальность и цена вырастет до $140. Каждый рубль, который добавляется на начальных этапах, на магазинной полке он удваивается, а то утраивается. При этом качество продукта не меняется. Лучше он не становится. Гарантийный срок остается тот же. Зарплата у людей выше не становится. Но товар дорожает. Мы могли бы и сами удовлетворить потребительский спрос, но YotaPhone не заработал, российский гибкий планшет не взлетел, а процессор Baikal-M никуда не годится.